Каскад у пруда

Каскад у пруда

Каскад у пруда



Каскад у пруда

Каскад у пруда

Большой каскад Петергофа входит в число самых крупных фонтанных сооружений мира. Он расположен у подножия центральной части северного фасада Большого дворца и является его неотъемлемой частью.

Строительство Большого каскада осуществлялось в 1715-1723 годах при участии архитекторов Ж.Б. Леблона, Н. Микетти, М. Земцова, "фонтанных дел" мастера П. Суалема и гидротехника В. Туволкова. Эта смелая идея оформления морского въезда в резиденцию водопадным сооружением принадлежала Петру I. Большой каскад, фото
Целью архитектурного и скульптурного оформления Большого каскада являлась демонстрация морской мощи России. Языком аллегории прославлялась победа России в борьбе за выход к Балтийскому морю и посрамлялся поверженный противник. Большой каскад - крупнейший триумфальный памятник 18 века.
Большой каскад имеет три водопадные лестницы, два грота, 75 фонтанов и украшен 255 бронзовыми скульптурами и 29 барельефами на сюжеты античной мифологии. В декоре Большого каскада использовано множество скульптурных форм - статуи, барельефы, кронштейны, маскароны, бюсты, вазы, гермы. Длина его фасада - 42 метра.

В центре перед Нижним гротом устроен фонтан "Корзинка" - самый многоводный и сильный из фонтанов Большого каскада. 28 наклонных струй бьют из туфового кольца, переплетаясь словно прутья цветочной корзинки.

У подножия Большого каскада на пьедестале из гранитных глыб возвышается трехметровая фигура Самсона, раздирающего пасть льва. Этот самый большой фонтан каскада (высота струи - 22 м) является памятником в честь 25-летия Полтавской победы.
С террасы над Большим каскадом открывается захватывающая панорама центрального ансамбля Нижнего парка.
Большой каскад с фонтаном "Самсон" является идейным, художественным и композиционным ядром всего петродворцового ансамбля.
Каскад, также как и весь Петергоф, начинает создаваться в первой трети XVIII столетия вдоль берега Финского залива, на землях которые были отвоеваны Петром I у шведов в ходе Северной войны (года).
Здесь Петр I решает создать грандиозный триумфальный памятник морским победам России с парками, дворцами и фонтанами. Петергоф должен был утвердить навеки морское могущество России.
По его приказу на вдоль берега залива разбивается Нижний парк, площадью 112 га. В центре построен канал, соединяющий залив с главным дворцом и каскадом.
При Петре I канал был гораздо шире и сюда заходили корабли. Гости приплывали в резиденцию по морю. Суда шлюзовались, входили в ковш каскада, который был гаванью, и гости вверх по лестнице шли к главному дворцу.
При Петре каскад был другим. В центре ковша еще не было Самсона, установлен он был уже в 1734 году – в царствование Анны Иоанновны.
Каскад существует почти 300 лет и постоянно перестраивается.
Но замысел, структура каскада остались те же: боковые лестницы, статуи, вазы, расположенные по ступеням, гроты, террасы. Большой каскад служит парадным подножием главного дворца: при Петре I дворец был меньше и по длине равнялся каскаду.
Большой дворец – тот, который вы видите сейчас выстроен архитектором Растрелли в 50-е годы XVIII века уже для дочери Петра–Елизаветы.
Отсюда, с верхней террасы открывается вид на дворец и парк. Повелители морской стихии – тритоны трубят в раковины, приветствуя победу России над Швецией.
Подножие террасы украшают белые и серые мраморные плиты.
В нишах- мраморные бюсты, символизирующие четыре времени года.
На наружних стенах Малого грота прикреплены громадные маскароны, владыки моря – Нептуна и бога виноделия Вакха. Из маскаронов бьет вода и стекает в фигурные бассейны.
Грот манит нас своей таинственностью. Давайте войдем в него.

МАЛЫЙ ГРОТ(верхний);
Грот – это пещера.
Еще в XVI столетии в парках южных стран, например в Италии, начинают создаваться искусственные пещеры – гроты. Там можно было спрятаться от жары, предаться отдыху или размышлению. Постепенно распространяется мода на гроты. Они к XVIII столетию становятся непременным элементом всех европейских парков, и даже парков северных стран.
При Петре в России начинается создание парков европейского типа. И в первом же таком парке – Летнем саду создается 1 русский грот. Он представлял собой наземную беседку, облицованную снаружи и внутри камнем, раковинами и кораллами.
В общем – то в XVIII в. грот как таковой, не обязательно должен был быть именно пещерой. Главное – это отделка его стен – под пещеру: обязательно использовался камень, кораллы и пр. наш искусственный грот сделан в естественной скале. И это – тоже один из первых русских гротов.
Обратите внимание на каменную облицовку. Это наш местный камень туф. Его месторождение находится на нашей Ижорской возвышенности. Она богата родниками. Особенно много их (больше 100) у местечка Ропша в 25 км.от Санкт- Петербурга южнее Петергофа.
Родники выносят на поверхность раствор известняка, который оседает на корнях деревьев, ветвях и траве; обволакивает их, и образуется этот пористый камень. Туф легко обрабатывается и используется для оформления фонтанов, беседок и гротов. Этот камень был очень популярен в XVIII в. и широко использовался в Петергофе. При Петре I туфом был облицован и Большой каскад.
В середине XIX века была проведена коренная перестройка каскада под руководством Николая Леонтьевича Бенуа и туфовая облицовка была снята. Возобновлена она только при последней реставрации – уже в 1995 году. Были разысканы старые петровские карьеры! И то, что мы сейчас видим на стенах – это камень, привезенный из карьера, который разведал Петр Великий.
Петр I скончался в 1725 году, ему не удалось полностью осуществить свои планы в Петергофе. Задумано было многое. Например, в гроте предполагались пристенные фонтаны, но они так и не были сделаны ни в XVIII, ни в XIX столетии. И вот наши реставраторы осуществили замысел Петра, воспользовавшись проектами XVIII века.
Весь каскад – это памятник труду мастеров трех столетий: XVIII, XIX и XX!
Наша психология отличается от психологии человека XVIII века. Тогда людей вряд-ли интересовало, как устроен каскад. Он должен был поражать неожиданностью результата. И действительно, впечатление, которое он производит снаружи грандиозно.
ЗАПАДНАЯ ШТОЛЬНЯ
Если спуститься туда, где работали когда-то только фонтанные мастера, и никогда до вас не бывали, гости.
Там расположены Ставшие музейной музейной ценностью старые фонтанные системы.
В начале XVIII века здесь работали архитекторы: Иоганн Браунштейн, Жан Батист Леблон, Николо Микетти. Взгляните – это подлинная петровская кирпичная кладка со срезом известковых наслоений трех веков!
Каскад и гроты сделаны в естественном склоне и здесь происходят те же природные процессы, что и в настоящих пещерах – образуются сталактиты. Взгляните на верхние своды.
Мы под сливными лестницами каскада. Над нами под громадными ступенями несутся вниз потоки воды. Не будем забывать, что мы внутри самого грандиозного фонтанного сооружения мира. На каскаде- 64 фонтана.

Всего в Петергофе за два столетия (XVIII – XIX) было установлено более 150 фонтанов.

Естественно, что это грандиозное хозяйство нужно обслуживать. Нужны специалисты. Первые фонтанных дел мастера приехали при Петре из Италии. Это были два брата – Дасованни и Джулиано Баратини. И именно они возглавили первую в России фонтанную команду. Они обучали сложному фонтанному делу русских мастеров.
С 1723 года эту команду возглавлял француз Поль Суалем. В витрине вы видите костюмы фонтанной команды 30х гг. XIX века. Вот, например, перед Вами зеленый мундир мастера, главы фонтанщиков.
Один из самых известных мастеров- фонтанщиков Федор Стрельников(1754-1815). Он работал на рубеже XVIII – XIX столетий. Он был назначен мастером после 27 лет службы в команде. Получил дворянство и чин Титулярного советника, a затем коллежского асессора.
По его проекту в Нижнем парке возведен фонтан «Елочка». Он изобрел установленные на самсоновском водоводе вантузы – приборы, выпускающие из труб воздух, мешающий протеканию воды. Он изобрел новые рисунки водяных струй и изготовил приспособление для этого – форсунку.
Пройдя все чины, от ученика до мастера, Стрельников прослужил в «фонтанной команде» 44 года.
Такой же петергофской знаменитостью стал фонтанный мастер Константин Чудинов(1770-1864). Он прослужил при петергофских фонтанах 58 лет во время царствования четырех императоров: Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I. Сохранились его «воспоминания» о петергофских дворцах, фонтанах и парках, снабженные рисунками и чертежами. За их сочинения Александр II, пожаловал ему, уже отставному мастеру, перстень.
Профессия фонтанщика предавалась по наследству.
В состав «фонтанной команды» входили мастера, подмастерья (в витрине вы видите костюм подмастерья из белого холста) и фонтанные ученики. Взгляните - в витрине – детский костюм – ученика.
Учениками были мальчики хрупкого телосложения, ведь трубы иногда приходилось чинить изнутри, а это мог сделать только ребенок.
Первые трубы на Петровском водоводе были деревянными, гораздо позже их заменили металлическими.
Фонтанные мастера умели строить плотины, бассейны, каналы, мельницы и насосы. Они руководили работами по строительству и ремонту фонтанов и водопроводящей системы. Они оставили богатое наследие – чертежи, описи и рисунки.
Эти материалы оказали неоценимую помощь реставраторам и после войны, и сейчас.
Вода к Петерговским фонтанам подается с Ропшинских высот, расположенных в 25км. к югу от Петергофа.
Ропша поднята над уровнем моря на 100 м. Там на поверхность выходит подземная река, и бьют многочисленные рудники. Это уникальное место было обнаружено в 1720 г. при Петре. Именно оттуда Петр I решает вести водовод к Петергофу. Работы велись под руководством 1 русского инженера гидравлика Василия Туволкова. А было ему чуть – чуть за двадцать.
От Ропши к Петергофу был прорыт канал. Вода была собрана из родников и окрестных речек. Вода самостоятельно по естественному склону бежит к Петергофу и у Верхнего Дворца собирается в пруды. Для регулирования воды на прудах построены шлюзы. Когда их открывают, вода сверху из прудов по трубам бежит к фонтанам, и под естественным напором вырывается из фонтанов. НЕТ НИКАКИХ НАСОСОВ!!!
Первые фонтаны забили в 1721 г.
Водоподводящая система постоянно совершенствовалась. Сейчас действуют 147 фонтанов. Расход воды фонтанов- 1 тонна в секунду и так происходит каждый день без выходных с мая по октябрь с 11 утра до 5-6 вечера. В систему входят 40 км. каналов и труб, 18 водосборных и водораспределительных прудов и 22 шлюза. Это самая мощная водоподводящая система.
Самая большая труба (коричневая труба); диаметром 50см. ведет к Самсону. Высота струи Самсона достигает 20 м.
Высота струи фонтана зависит от диаметра трубы и от высоты пруда, из которого подается вода. Для питания водой «Самсона» был специально вырыт пруд. Он расположен выше всех других.
Еще одна труба (розовая труба) – к пьедесталу Самсона.
Голубаятруба – к фонтану «Корзинка» перед Большим гротом.
Зеленая – к ступеням каскада(к нижним, у ковша).
При Петре I трубы делали из сосны, наподобие бочки. Их конопатили, покрывали смолой и свинцом.
При Екатерине II, деревянные трубы стали заменять чугунными. Замена длилась долго – до конца царствования Екатерины II. Сейчас, кстати, большая часть труб на фонтанном водоводе – Екатерининского времени.
Если спустится еще ниже под каскад. Ведь здесь, под землей – целый город. Есть подземные комнаты, залы.
Здесь, в подземном зале- подлинные фрагменты труб Екатерининского времени. Чугунные трубы отлиты на Демидовских заводах в 60-е гг. XIX века. Мелкие детали– трубы из свинца XVIII века, найдены и в Нижнем парке.
Еще при Петре Первом начали проводиться Петергофские праздники. Центром их был Большой каскад.
Праздники проводились в дни тезоименитств и поражали своей пышностью. Парк и каскад украшался иллюминацией, устраивался грандиозный фейерверк.
Иностранные послы включали описания этих праздников в дипломатические депеши. Один из них писал: «чтобы описать Петергофский праздник, нужно обмакнуть перо в радугу».
Эти традиции сохранились и по сей день. Сейчас в Петергофе два традиционных праздника – в конце мая « Открытие фонтанов» и в начале сентября - «Праздник фонтанов» в честь первого пуска фонтанов.

Большой каскад – центр парка. Вы уже знаете, что это сложнейшее сооружение – инженерное и гидротехническое.
Первой реставрации каскад потребовал при Екатерине II. Ее провел в 70 е годы XVIII века архитектор Фельтен. Он капитально переложил стены каскада.
Крупнейшая реставрация в 1858 г. проведена Николаем Леонтьевичем Бенуа, когда фактически за одну зиму он был разобран и собран заново.
Во время ВОВ каскад был взорван фашистами. Восстановлен был в 1947 г. Но восстановлен только снаружи.
Гроты и подземелье были забиты грудами битого кирпича.
В конце 80-х. гг. возникла просто опасная ситуация. Своды могли не выдержать нагрузки, мог просто провалиться центр Большого дворца.
Последняя реставрация длилась 7 лет. Совместно работали русские и польские реставраторы.
В витрине представлены материалы, использованные при последней реставрации: различные сорта мрамора, гранита, раковины и туф.

БОЛЬШОЙ ГРОТ (нижний).
Большой грот напоминает сказочный зал, невольно вызывающий образ пещеры, созданный морскими рифами. Его высота составляет 9 метров, ширина 9-9,5, глубина-8,5.
Строительство Большого грота началось в 1715г под руководством Леблона. Леблон- один из самых талантливых и образованных зодчих Европы. Еще до приезда в Россию он получил известность как создатель парков, загородных дворцов и особняков Французской знати. После смерти Леблона руководство Петергофским строительством перешло к архитекторам И. Браунштейн и Н. Микетти.
Как и Верхний, Большой грот внутри облицован туфом, одна из его стен прорезана 5 узкими и глубокими арками, в нишах которых располагаются золоченые статуй.
Пан – бог лесов с пастухом Олимпием, Венера Каллипига – богиня любви и красоты, покровительница садов и огородов, Фавн– воплощение стихийных сил природы, Вакх– бог вина и веселья.
Особым совершенством форм отличается структурная группа «Амур и Психея». Психея была столь красивой девушкой, что разбудила зависть самой Венеры. Сын Венеры, Амур, посланный богиней разжег любовь Психеи к некому недостойному созданию, сам влюбился в нее. Он привел Психею в свой дворец, где посещал ее с наступлением темноты, запретив ей поднимать на нее глаза.
Статуи установлены в 60 е годы XIX века и являются копиями с античных оригиналов различных эпох.
Копии изготовлены из красной меди (золоченые) в мастерской Иоганна Гамбургера методом гальванопластики в 1857 году. Процесс состоял в следующем: сначала делалась восковая модель, на нее методом напыления наносились небольшое металлическое покрытие, служившее проводником.
Затем скульптура погружалась в большую ванну, к ней присоединялись электроды, и металл откладывался, повторяя черты этой восковой модели. Таким образом, получали тонкостенные маловесящие изделия. Затем изделия подвергали нагреванию, воск вытаивал, и тогда их опускали в другую гальваническую ванну и наносили слой золота или серебра.
Непременным элементом убранства подобных архитектурных сооружений являлась мраморная скульптура. Аллегоричность скульптурного убранства подчеркивают четыре бюста, олицетворяющие времена года. Бюсты Зимы и Весны – принадлежат Пьетро Баратта (1668-1729 гг.), а Лето и Осень – это работа неизвестного итальянского скульптора первой половины XVIII в..
В Большом гроте, в 1728-1729 гг. уже после смерти Петра I по его утвержденному проекту в центре установлен «стол каменный с брызганьем», украшенный вододействующей бронзовой корзиной. Гости, протягивая руки за угощением, оказывались под действием водяных струй, направленных внутрь стола.
Дамские прически, пудренные парики и кружевные манжеты придворных были испорчены потоками воды, которые стекали с зазевавшихся гостей. Их злоключение этим не заканчивались, потому что своеобразные водопады обрушивались на них в арочных проемах, через которые они пытались покинуть Большой грот («Водяные завесы» архитектор Еропкин, 1727 г.).
Бенуа почти полностью разобрал гроты и каскады и заново возвел столбы и аркады, стены и своды. Весь плитный камень на водопадных уступах был снят, расчищен и частично заменен новым.
В 1988-1905гг. при послевоенной реконструкции была возрождена туфовая облицовка не только внутренних помещений Большого грота, но и его фасадов. С наружи грот тоже отделан туфом и морскими ракушками, символизируя близость моря.
Важную роль в оформлении Большого каскада играют фонтаны. Часть из них связанна с его скульптурным декором. Пример тому водяные струи, вырывающиеся из пасти змей, зажатых в руках двух бойцов Боргезе и расположенных на среднем уступе, или тритоны, расположенные на верхней балюстраде, дующие в морские раковины. Другие- подчинены архитектуре большого каскада, как и этот, расположенный на центральной площадке. Ажурный водяной рисунок его противопоставлен суровому аскетизму арок Грота - Фонтан «Корзинка».
Петр I особенно заботился о фонтане, который будет украшать площадку перед Большим каскадом. Он дважды вносил изменения в проект и добился создания водомета «Кольцо».
Он состоял из двух кругов разновысоких струй, а по середине его украшал полый внутри водяной столб. Однако, когда в середине XIX века проводили реставрацию, был изменен рисунок струй и фонтан был превращен в «Корзину». 28 прозрачных струй, переплетаясь, образуют силуэт большой корзины, внутри которой бьют 11 вертикальных струй, напоминающих букет цветов в хрустальной корзине.
На языке аллегории XIX ст. он символизировал мощь, богатство российского государства.
Еще Петр I стремился к тому, чтобы искусство, живопись и скульптура учили европейской символике, эмблематике и мифологии, что позволяло нашим соотечественникам обращаться с иностранцами на общем культурном фоне, понимать друг друга в светском обществе. Знание языка аллегории считалось признаком учености, образованности.
Наиболее ярко язык символов прослеживается в оформлении ковша и каскадных лестниц Большого каскада.
Декоративное убранство Большого каскада… Скульптурное оформление заимствованно в основном из античной и отечественной мифологии.
Архитектурное и скульптурное оформление Большого каскада подчинено четкому замыслу – показать утверждение морской мощи России. В центре этого водяного царства высится гигантская фигура Самсона, стоящего на массивном пьедестале. Самсон могучим усилием разрывает пасть льву, из которой взвивается ввысь мощная струя воды на высоту более 20 м. Это выражение предсмертного вопля царя зверей и торжество победителей.
«Я желаю», - писал Петр I, чтобы те, кто будут приходить в сей сад, могли быть в оном при довольствии своем найти «некоторые поучительные наставления». Восемь дельфинов, символизирующих спокойное море, резвятся у ног победителя. Из полуциркульных ниш пьедестала смотрят 4 льва, из пастей которых льется вода. Это – четыре стороны света, которые взирают на чудо победителя.
В основу центральной скульптуры Большого каскада положен миф о подвигах библейского героя Самсона, который в смертельной схватке победил царя зверей – льва. Знаменательная Полтавская битва произошла 27 июня (в день святого Самсония) 1709г. Это обстоятельство и наличие в шведском гербе изображения льва позволили истолковать подвиг Самсона как победу России над Швецией в ходе Северной войны.
Фонтан – монумент установлен в1735 г. в ознаменование 25 летия Полтавской баталии. Скульптурная группа была отлита из свинца по модели Карло Растрелли, в 1801 г. ее заменили бронзовой моделью Михаила Козловского, сохранившего первоначальный замысел и композицию.
Во время второй мировой войны скульптурная группа была утрачена. В 1947 г. скульптор Симонов и его помощник Михайлов воссоздали монумент, и он снова занял свое историческое место.
Скульптурное убранство ковша Большого каскада развивает и усиливает идею могущества России как морской державы.
Вот, например, покровительницы мореплавателей – наяды с мальчиками – тритонами, сказочные девы морские сирены с огромными дельфинами, расположенные на поребриках ковша у ног Самсона. Они трубят в раковину славу победителю.
На выступающих из туфовых полуостровков, что находятся по обеим сторонам у основания каскада, помещены скульптурные изображения рек- величественного старца с веслом Волхова и Невы, молодой женщины, держащей змею.
Это символическое выражение выдающихся событий петровской поры – строительство ладожского канала, соединивших эти реки и связавшего центральную Россию с морскими путями.
Между Невой и Волховом установлены 18 герм – своеобразных украшений, ведущих свое начало от дорожных столбов Древней Греции. Длинные, полосатые выступы - гермы, увенчанные масками мифологического бога торговли Гермеса, служат аллегорическим изображением процветания торговли и открытия водных торговых путей России в западную Европу.
Несколько выше находятся две устремленные друг к другу фигуры гладиаторов. В их руках потухшие факелы и побежденные змеи, из пасти которых бьют сильные струи, почти скрещивающиеся у вершины ковша. Потухший факел и змея – символы победоносного завершения битвы с врагом.
Две боковые семиступенчатые водопадные лестницы образуют основу каскада. Вертикальные плоскости ступеней украшены барельефами, где на зеленовато-бирюзовом фоне выпуклые золоченые фигуры, раскрывают ту или иную аллегорию, выражающую могущество России в освобождении прибалтийских земель от шведов.
Лестничные марши украшают фигуры мифологических богов, богинь и героев. Они не только подчеркивают пышность и великолепие Большого каскада, но и участвуют в раскрытии идейно-художественного замысла всего ансамбля. На левой стороне восточной лестницы изображены Персей, Церера, Фавн Флорентийский, Юпитер и Амазонка.
Персей – прославленный герой древнегреческих сказаний. Один из его многочисленных подвигов заключался в том, что он победил медузу-Горгону, взгляд которой обращал все живое в камень. Возвращаясь из царства Горгоны, Персей увидел прикованную к скале Андромеду, обреченную на съедение морским чудовищам. Он убил чудовищ, и спасенная Андромеда стала его женой. Мужественный, непреклонный Персей обнажил готовый к битве меч: в другой руке он держал голову медузы-горгоны, лицо которой имеет портретное сходство с лицом Карла XII.
В первой половине XVIII века образ Персея отождествлялся с Петром I, освободившим ижорские земли от шведских захватчиков. Эта скульптура была исполнена известным русским скульптором Федором Щедриным.
С правой стороны восточной лестницы Большого каскада расположены изваяния: Пандоры, Фавна, Венеры и Флоры.
Особым изяществом и одухотворенностью привлекает статуя Пандоры. «Вседаренная» - так называли эту женщину древние греки. Ее сотворил бог кузнец Гефест по повелению Зевса, чтобы наказать людей за обладание огнем, который был похищен для них Прометеем у богов. Гефест вылепил Пандору из земли и воды. Зевс отдал ее замуж за брата Прометея и в качестве свадебного подарка дал им сосуд, в котором были заключены все беды мира. Искушенная любопытством Пандора открыла сосуд и выпустила на волю все беды, оставив только одну надежду, которая оставалась в сосуде.
В XVIII веке эта скульптура была создана замечательным русским скульптором Шубиным. Прекрасный мастер психологического скульптурного портрета, Шубин сумел создать пленительный образ красивой молодой женщины, словно очарованный развернувшейся перед ее взором праздничной картины. На этом празднике жизни она не решается открыть сосуд несчастий и бед.
Завершает скульптурный ряд Большого Каскада группа «Тритонов» дующих в морские раковины. Действие водометов в момент пуска осуществляется таким образом, что только после того, как наберет полную высоту Самсон, начинают действовать Тритоны.
Большой каскад Петродворца Можно сравнить со слаженным симфоническим оркестром, где каждый музыкальный инструмент исполняет свою мелодию, а все они вместе озвучивают музыкальные произведения написанные в едином ключе.



Каскад у пруда

Каскад у пруда

Каскад у пруда

Каскад у пруда

Каскад у пруда

Каскад у пруда

Каскад у пруда

Каскад у пруда

Каскад у пруда

Каскад у пруда

Каскад у пруда

Каскад у пруда

Каскад у пруда

Каскад у пруда

Каскад у пруда